В марте 2010 года ситуация с распространением вредоносных программ стабилизировалась, основные «вирусные ньюсмейкеры», такие как блокировщики Windows и баннеры в интернет-браузерах, сократили свое распространение. Лжеантивирусы продолжили свое распространение на территории англоязычных стран, постоянно изменяя свой внешний облик. Заметным событием марта стало также появление нескольких новых модификаций Trojan.Encoder.
Блокировщики Windows и баннеры в интернет-браузерахСравнивая месячный график распространения браузерных блокировщиков (Trojan.BrowseBan) и блокировщиков Windows (Trojan.Winlock), можно заметить, что они вернулись к уровню октября-ноября 2009 года. Но если взглянуть на недельный график, то можно увидеть, что распространение этих программ стабилизировалось на уровне около 10000 еженедельных детектов, что соответствует уровню в приблизительно 100000 зараженных систем в неделю.
В течение марта через систему технической поддержки пользователи прислали в адрес компании «Доктор Веб» более 100 уникальных скриншотов блокировщиков. Всего же обработанных службой техподдержки запросов по данной тематике — на порядок больше, так как очень редко пользователи имеют возможность получить изображения с зараженных компьютеров.
Блокировщики остаются одной из самых актуальных тем запросов пользователей в техподдержку по нескольким причинам. Во-первых, избавиться от них очень сложно, и они препятствуют работе на компьютерах, а во-вторых, это угрозы, действие которых наиболее заметно. В то время как большинство вирусных угроз действуют в системе скрытно, в связи с чем специалисты компании «Доктор Веб» рекомендуют пользователем антивирусных продуктов Dr.Web при появлении малейших косвенных признаков активного вирусного заражения обращаться в техническую поддержку.
Бот-сеть общается через Microsoft WordОдним из представителей «подводного мира» вредоносных программ является троянец Trojan.Oficla, который позволяет владельцам бот-сетей, построенных с его помощью, скрываться в системе под процессом Microsoft Word, если эта программа установлена в системе.
Создатели Trojan.Oficla продают новые версии данной вредоносной программы другим злоумышленникам с целью создания все новых бот-сетей, которые работают по всему миру.
Как и в любой другой бот-сети, зараженные Trojan.Oficla компьютеры находятся под полным контролем ее владельца и могут загружать с сервера, принадлежащего злоумышленникам, другие типы вредоносных программ, устанавливать и запускать их в системе.
Сервер статистики компании «Доктор Веб» в течение марта 2010 года фиксировал в среднем около 100000 детектов данной вредоносной программы в неделю. Распространяется Trojan.Oficla по каналам электронной почты и через уязвимости в интернет-браузерах. Возможно распространение и по другим каналам — все зависит от фантазии владельца конкретной бот-сети.
Невидимый банкирДругим представителем вирусного мира, работающим без привлечения внимания пользователя, является троянец Trojan.PWS.Ibank, различные модификации которого имеют возможность на зараженных системах получать информацию о параметрах доступа к интернет-аккаунтам клиентов крупных банков, расположенных в России. Для получения этих данных троянец использует функции эксплуатации уязвимостей ПО банков, с помощью которого их клиенты могут совершать операции со своими счетами через интернет.
Полученные данные параметров доступа отправляются к злоумышленникам. Также Trojan.PWS.Ibank имеет в своем составе функционал, с помощью которого отслеживает информацию, вводимую пользователем с клавиатуры.
Распространяется Trojan.PWS.Ibank неравномерно. В частности, в марте было зафиксировано несколько вспышек новых модификаций этого семейства вредоносных программ, которые по продолжительности занимали не более суток.
ЛжеантивирусыК концу марта обращения пользователей по поводу русскоязычных онлайновых лжеантивирусов практически прекратились, но распространение классических представителей этого типа программ (Trojan.Fakealert) продолжается на уровне 30 млн. детектов различных модификаций в месяц.
Схемы распространения лжеантивирусов отточены годами и не меняются. Корректируется их внешний вид — лжеантивирусы все больше напоминают тот или иной популярный продукт информационной защиты и используют новые методы социальной инженерии.